Библиотека статистики Tilastokirjasto передала в дар Национальной библиотеке материалы, темой которых является статистический учет в Российской империи и СССР.

В общей сложности в Национальную библиотеку было передано 264 наименования. Они уже внесены в каталог и доступны к ознакомлению.

Информация представлена за разные периоды и из разных сфер

Первая печатная статистика начала выходить в Российской империи в конце XIX века. Общую статистику часто публиковали в формате календарей или альманахов, в частности, одним из примеров является Русский календарь А. Суворина.

Благодаря пожертвованию пополнилась и важная серия “Статистика российской империи” - новые материалы можно найти в открытой коллекции Славянской библиотеки. Вместе со “Статистическим временником Российской Империи” эти издания позволяют получить полную картину о статистике территории и населения России; о промышленности и торговле; они помогут изучить данные о финансах, военных и морских силах, народном просвещении и преступности, о посевах зерновых культур, распределении земельных угодий, поземельной собственности, численности скота и т. д. Большое место в сборниках занимает промышленная и торговая статистика.

В изданиях можно найти статистику за 1866-1916 гг.

Интерес представляет также первая и единственная перепись населения, проведенная в Российской империи, а также первая всесоюзная перепись, прошедшая уже в советское время.

Yle Novosti

Режиссер и автор сценария рад тому, что российские организаторы не побоялись включить картину в программу фестиваля.

Дебютный полнометражный фильм молодого финского режиссера Аарни Ваарнамо “Сибелиус. Непрерывность” (Sibelius Continuum) был отобран в программу международного кинофестиваля во Владивостоке IFF Pacific Meridian.

- Я очень доволен, что организаторы проявили смелость и включили мою работу в программу фестиваля, потому что фильм очень непростой, - говорит в интервью Новостям Yle Ваарнамо.

По словам режиссера, стиль картины определить сложно: это и научпоп, и сатира, и черная комедия.

- Это попытка критически взглянуть на современное общество техно-капитализма и ответить на вопрос, что же такое жизнь современного человека. При чем тут Сибелиус? Он представляет финский взгляд на происходящее. В одном из эпизодов великий композитор даже поднимается из могилы, чтобы поделиться своими соображениями о том, что он сейчас видит, - рассказывает режиссер.

Sibelius Continuum
Кадр из фильма "Сибелиус. Непрерывность" Фото: Sibelius Continuum

Фильм “Сибелиус. Непрерывность” отобран в категорию для молодых деятелей кино, не боящихся экспериментировать. В России финский кинематограф главным образом ассоциируется с Аки Каиурисмяки, герои которого весьма лаконичны.

- У меня все наоборот, - смеется Ваарнамо, - очень много текста, монологов, это даже можно назвать документальным разговорным кино. Многие герои говорят прямо в камеру.

Может ли режиссер предположить, чем приглянулся россиянам его фильм?

- Мне кажется, тут две причины. Во-первых, в картине значимую роль играет “Черный квадрат” Малевича. Это символ победы темноты над солнцем. Во вторых, я критически рассматриваю европейские ценности с периферии, то есть из Финляндии. Может быть, этот взгляд со стороны показался россиянам интересным. Скажем так, что для традиционного европейского фестиваля этот фильм слишком экспериментальный, поэтому я очень рад, что Владивосток в этом плане оказался смелее, и если бы не пандемия коронавируса, я бы обязательно туда полетел.

Кинофестиваль IFF Pacific Meridian пройдет с 10 по 16 октября.

Yle Novosti

В четверг стартует чемпионат Финляндии по хоккею. Одной из главных звезд турнира, безусловно, является нападающий Ярно Коскиранта - после России хоккеист вернулся в лаппеенрантский клуб “СайПа”, где начинал профессиональную карьеру в 2009 году. В 2012 он перешел в “Таппару”, а оттуда уже его пригласили в КХЛ.

Результативного финского нападающего подписала “Сибирь” (Новосибирск). Коскиранта признается, что первые две недели он усиленно привыкал к новым для себя условиям:

- Меня удивило, что в Сибири было жарко, когда я туда прилетел, 35 градусов. Еда мне показалась невкусной, поэтому в первую же неделю я похудел на пять килограммов, - вспоминает хоккеист.

Проблемы были и с общением.

- В свой первый год я вообще языком не занимался. Только на второй сезон освоил русский алфавит.

Коскиранта, однако, довольно быстро привык к товарищам по команде и новой культуре.

- Поведение в раздевалках везде одинаковое, будь ты в Финляндии или России. Я быстро освоился и подружился с ребятами. Чувствовал себя комфортно, - говорит Коскиранта, по словам которого, финнов вообще хорошо принимают в России.

- Наших соотечественников ценят не только как хоккеистов. Мы довольно ответственные и покладистые, и не ведем себя вызывающе.

После двух лет в Новосибирске Коскиранта переехал в Санкт-Петербург, где выступал за местный СКА. Именно в составе петербургской команды он завоевал титул чемпиона КХЛ.

Всего Коскиранта отыграл в России семь сезонов. Это время было заполнено практически только спортом. Тренировки каждый день, без выходных.

- В Финляндии обычно по воскресеньям не тренируются, но там выходных на неделе не было. Типичный режим такой: тренировка, еда, отдых - и так каждый день по три четыре недели подряд. Во время подготовительного сезона в день могли тренироваться три раза.

- Уже во время регулярного сезона график строился вокруг игр. В свободные дни тренировались и отрабатывали все, что успевали.

Самое большое отличие между финскими и российскими командами как раз в количестве тренировок. В России тренируются больше.

- Правда, это не всегда оправдано, когда безустанно пашешь. В Финляндии уже давно тренируются аналитически и стараются найти способы, чтобы добиться хоть небольшого преимущества. В своих матчах Финляндия стремится играть тактически и, в этом смысле, является первопроходцем.

Выдерживать тяжелые нагрузки хоккеисту, по его признанию, помогали ответственное отношение к делу и юмор.

- Когда хоккей это профессия, надо свои обязанности выполнять с гордостью и достоинством, - подчеркивает Коскиранта.

Yle Novosti

Город Рованиеми признан лучшим зимним туристическим направлением в Европе по версии Lonely Planet.

Престижное издание напоминает, что в городе расположена официальная резиденция Санта Клауса, где можно встретиться с Рождественским Дедом, а также увидеть снег и северных оленей. Среди достопримечательностей города упоминается также научный центр “Арктикум”, где можно ознакомиться с жизнью народов Севера.

Помимо Рованиеми, в список наилучших направлений зимнего туризма в Европе попали также рождественские ярмарки в Германии и Австрии, Абиску в Швеции и столица Греции Афины.

Yle Novosti

В начале недели по всей Финляндии к югу от Лапландии будет отличная возможность любоваться северным сиянием, сообщает Метеорологический институт.

В минувшие выходные северное сияние раскрасило небо на территории между Тампере и Лапландией.

В ночь на понедельник в южных и центральных частях страны ожидается ясная погода, хотя местами возможен небольшой туман. Между тем на севере облака мешают наблюдению за северным сиянием.

Yle Novosti

Этой осенью в столичных музеях и арт-пространствах проходит сразу несколько уникальных выставок, благодаря которым в Финляндии вновь можно увидеть большое искусство и художников с мировым именем. В то же время локальные проекты позволяют познакомиться с интересными финскими художниками традиционных направлений и стрит-арта.

Винсент Ван Гог "Становление художника"

Collection Kröller-Müller Museum, Нидерланды. Фотограф Rik Klein Gotink
Фото: Collection Kröller-Müller Museum, Нидерланды. Фотограф Rik Klein Gotink

В художественном музее Дидрихсена проходит выставка одного из самых значимых и известных мировых художников - Винсента Ван Гога. Несмотря на то, что за жизнь Ван Гог успел создать более восьмисот полотен, на выставке в Хельсинки представлены лишь две картины маслом, при этом одна из них хорошо известна жителям Хельсинки – это более поздняя работа “Улица в Овер-сюр-Уазе”, позаимствованная на время из собраний “Атенеума”. Второе полотно – это один из многочисленных оставленных Ван Гогом автопортретов.

Экспозиция в основном состоит из ранних графических работ: зритель может проследить по наброскам и эскизам, как Ван Гог становился тем художником, которого знает и любит весь мир. Ярких оттенков на выставке не увидишь, в основном в Дидрихсене представлена черно-белая графика и эскизы из собрания нидерландского музея Крёллер-Мюллер.

5.9.2020–31.1.2021

Патриция Пиччинини “Меж светом и тьмой”

Австралийская художница Патриция Пиччинини стала известной благодаря своим антропоморфным скульптурам, выполненным в гиперреалистичном стиле и объединяющим в себе фантазию и реальность. Необычные существа, созданные скульптором, одновременно подчеркнуто человечны и вместе с тем похожи на пришельцев из неведомых миров.

Эстетика Пиччинини пробуждает самые разные эмоции – от очарования до отвращения, но вместе с тем в ее работах много юмора, который привлекает зрителей всех возрастов. Добродушные монстры Пиччинини вызывают у людей разные эмоции, являясь зеркальным отражением нас самих.

На выставке в Taidehalli представлены 30 скульптур, призванных продемонстрировать, что человек несет ответственность за дело своих рук. Главные работы скульптора часто отражают интерес к биотехнологиям и окружающей среде.

15.8. - 25.10.2020

Sanctuary
Sanctuary Фото: Патриция Пиччинини

Тьеполо “Венеция Севера”

В художественном музее Синебрюхова открыта первая в Финляндии выставка Тьеполо – последнего великого представителя венецианской школы, среди которых были такие мастера, как Джентиле Беллини и Лоренцо Лотто. Тьеполо –крупнейший художник итальянского рококо, известный своими фресками и гравюрами.

На выставке в музее Синебрюхова можно увидеть масло, графику и эскизы Тьеполо и его сыновей Джованни Доменико и Лоренцо.

“Венеция Севера” демонстрирует, как искусство Тьеполо в XVIII веке из Англии и других стран Центральной Европы добралось до Северных стран и России. В музее Синебрюхова можно увидеть работы, объединенные общей историей, но никогда ранее не демонстрировавшиеся в рамках одной выставки. Благодаря интересу коллекционеров и торговцев искусством к Тьеполо многие из его работ можно обнаружить в частных коллекциях в Швеции, Дании и России.

17.9.2020 – 10.1.2021

Тьеполо Statens Museum for Kunst
Тьеполо "Клеопатра" Фото: Statens Museum for Kunst

Блеск Египта. Последние великие династии

Открывающаяся в музее Амос Рекс большая выставка, посвященная Египту фараонов, переносит зрителя на тысячи лет назад. В основу выставки легла коллекция Египетского музея (Museo Egizio) в Турине. Туринский археологический музей, посвящённый египетской археологии и антропологии, содержит самую крупную коллекцию древнеегипетских артефактов за пределами Египта.

В 1824 году востоковед Шампольон, работая над папирусами из туринского собрания, объявил о расшифровке иероглифов, и Европу захлестнула волна египтомании, которая продолжается до сих пор – достаточно вспомнить стеклянную пирамиду Лувра или воздвигнутых в 1995 году на набережной Невы новых сфинксов. В музее Амос Рекс любитель старины смогут увидеть тысячелетние артефакты, каждый из которых расскажет свою историю. Среди самых интересных экспонатов –книги мертвых и, конечно же, саркофаги и мумии.

9.10.2020–21.3.2021

Саркофаг Museo Egizio
Саркофаг Фото: Museo Egizio

Карин и Оке Хеллман

В художественном музее Атенеум можно увидеть работы супружеской пары Карин и Оке Хеллман, всю свою долгую жизнь работавших рука об руку в своем доме в Порвоо.

В то время, когда жили и работали супруги Хеллман, сфера искусства в Финляндии переживала период стремительного развития, а художественные приемы эволюционировали. Обоими художниками ценилось техническое мастерство и знание материалов; в творчестве обоих можно наблюдать элементы абстракции и сюрреализма. Тем не менее, художественные практики супругов довольно сильно различаются.

Карин Хеллман относится к числу ключевых художников, работавших в технике коллажа в 1950-60-е годы. Работы Оке Хеллмана более плотно связаны с исторической традицией жанров портрета и натюрморта.

15.9.2020 - 24.1.2021

Kansallisgalleria / Hannu Aaltonen
Портрет Карин и Оке Хеллман Фото: Kansallisgalleria / Hannu Aaltonen

Искусство под снос

В городке Керава пятиэтажное здание под снос получило новую жизнь – 94 художника, работающих в разных жанрах и направлениях, получили возможность реализовать свое творчество в буквальном смысле в его стенах: каждая из комнат в доме представляет отдельную работу одного из участников этой уникальной выставки.

Работы представляют самые разные стили и виды искусства: здесь можно найти инсталляции, граффити, реализм, поп-арт, интерактивное искусство и многое другое. Темы тоже варьируются: от остроактуальных работ на тему COVID-19 до ностальгических рисунков, вызывающих ассоциации из детства.

Уникальность выставки также заключается в том, что все работы будут уничтожены вместе с домом, поэтому желающие полюбоваться на искусство под снос должны поторопиться – это можно сделать до 27 сентября. Стоит подготовиться к очередям – среднее время ожидания составляет около часа.

graffiti, purkutaide, Kerava

Yle Novosti

В опубликованном сегодня рейтинге международной федерации футбола FIFA Финляндия занимает 56 место. Это на две строчки выше, чем в предыдущем рейтинге. На результат повлияла в том числе победа в матче против Ирландии в рамках Лиги Наций УЕФА.

Возглавляет рейтинг Бельгия с 1773 очками, за ней следуют Франция (1744 очка) и Бразилия (1712 очков). Россия находится на 32 месте с 1485 баллами, что на шесть больше по сравнению с предыдущим рейтингом. Финляндия расположилась между Катаром и Мали с 1390 очками.

Yle Novosti

Эпидемия коронавируса привела к росту популярности походов в отпускной сезон.

За последние несколько лет всё меньше финских студентов едет учиться в Россию по обмену, несмотря на то, что в Финляндии не хватает специалистов по России.

Президентский дворец проводит виртуальный день открытых дверей. Во время виртуальной экскурсии можно увидеть залы и комнаты дворца, а также изучить картины, предметы обстановки и историю этого здания.